Блог 22.1.2014 Комментарии к записи Балканское турне — 2012 отключены

Конец июня болельщики БАТЭ ждут с нетерпением. Ведь именно последние числа месяца дают ответ — кто будет нашим первым соперником в квалификации самого престижного клубного турнира Старого Света — Лиги Чемпионов УЕФА. На этот раз жребий выпал на македонский «Вардар».
Долго не задумываясь, мы решили организовать автобусную поездку в Македонию. Все же не очень большое расстояние, условно-безвизовый режим вселяли надежду, что наш клуб без поддержки не останется. Маршрут был выбран максимально насыщенный : Будапешт-Скопье-Белград. В столице Сербии, как все знают, на следующий день играли наши земляки из Новополцка, что было еще одним аргументом в пользу остановки в этой точке.
По началу не все шло гладко, были трудности с бронированием транспорта (сезон летних поездок) да и особого интереса поездка не вызывала. Однако к моменту отъезда — 22 июля — все проблемы были решены, и наш автобус марки “Mercedes” взял курс на пограничный переход «Варшавский мост». Первые часы поездки, как обычно, пролетели весело и быстро, ровно как и наш «дом на колесах» долетел до Бреста. Безпрепятственно пройдя все таможенно-пограничные процедуры, мы оказались на территории Польши. Стоит поблагодарить наш клуб за ходатайство в пограничный комитет — уже который раз на границе все у нас проходит быстро и без проблем. По традиции, первой остановкой после польского шлагбаума стала кафе «Паджера». Подкрепившись и пополнив запасы провизии, мы продолжили путешествие в направлении столицы Венгрии.
bus
graffiti
«Жемчужина Дуная» встретила нас в понедельник около полудня местного времени. Автобус выгрузил нас возле одного из местных отелей, куда мы заселили наших водителей — ребятам нужно было хорошенько выспаться и отдохнуть. А болельщики, люди с огромным запасом сил и энергии, выдвинулись в центр города. Трудно передать словами всю красоту и великолепие венгерской столицы. Могу лишь посоветовать ее как обязательную к посещению! К сожалению, у нас было лишь около десяти часов для осмотра достопримечательностей, поэтому охватить все мы не смогли да и не захотели — было решено, что сюда мы еще обязательно вернемся, уже на несколько дней. Около десяти часов вечера подуставшие, но полные самых приятных впечатлений, мы вновь собрались возле автобуса, чтобы продолжить поездку. Впереди нас ждала самая главная точка маршрута — Скопье.
buda1
parlament

Данный отрезок пути прошел труднее, так как мы пересекли две границы : венгерско-сербскую и сербско-македонскую. А это значит, ночью нужно было просыпаться и пытаться быть похожим на свою фотографию в паспорте :) Надо отметить, пограничники на балканах очень веселые рябата. Например, штампы о въезде-выезде ставят куда попало. Так, одному нашему товарищу шлепнули отметку прямо рядом со штампом о регистрации брака. Вероятно, ему предстоит дома как-то объяснять жене, что полигамию он не приемлет и сербской семьи у него нет :) Забегая вперед, скажу лишь, что несколько испорченных чистых страниц в паспорте были, наверное, единственным поводом для недовольства в данной поездке. Македонский страж границы оказался, кстати, очень общительным человеком. Сразу сообразив, ктомы и куда направляемся, зашел в автобус и гордо заявил : «BATE ? Vardar – yes!». Пообщавшись еще немного о футболе и причинах отсутствия болельщиков «другой белорусской команды» (вероятно, он имел в виду Гомель), мы распрощались с македонскими стражами и въехали в жаркую и солнечную страну. Спустя несколько часов наша компания уже релаксировала в отеле, принимая водные процедуры.
Город Скопье поделен на две части рекой Вардар. Причем это деление довольно существенное — на одной стороне проживает православное местное население, на другой албанцы. История Балканского полуострова обагрена кровью и наше место дислокации исключением не стало — в 2001 году здесь была гражданская война. А межэтническая напряженность наблюдается и по сей день. Все эти факты повлияли на наши перемещения по городу — в основном мы находились на «македонской» стороне, тем более именно там расположены все достопримечательности да и наш отель.
После небольшого отдыха мы выдвинулись в центр — десять минут хотьбы от отеля — для осмотра достопримечательностей. Украинка Катя, работающая в нашем отеле, любезно согласилась стать гидом :) Побывав на центральной площади, где расположен красивый памятник полководцу Александру Македонскому и ряд скульптур, увековечивающих память о других великих людях, мы решили сходить на стадион, где как раз должна была начаться тренировка нашей команды.
alexmaked
arka1

После пятнадцати минут прогулки по набережной Вардара мы увидели огромную арену — Национальный стадион Филиппа II Македонского. Надо отметить, что работы по благоустройству прилегающей к нему территории еще не закончены и вид вокруг спортивного сооружения значительно уступает панораме. Найдя первый попавшийся вход, мы решили зайти внутрь, но нас остановила закрытая решетка, за которой мы увидели наших футболистов.
train1
Стоящий рядом стюард объяснил нашему гиду Кате, что тренировка закрытая и попасть внутрь нам нельзя никак. Телефонный разговор с сотрудником клуба лишь подтвердил сказанное македонцем — вход закрыт, причем, по всей видимости, по инициативе принимающей стороны. Кстати, посетить тренировку команды пытался и паренек в майке БАТЭ с номером и фамилией Марко Симича. Это был брат Бояна Георгиевски, формально нашего игрока, выступающего в Сконто.
georgievski
После первой неудачи наша группа пошла к противоположному выходу, откуда, по всей видимости, должен был выехать автобус с командой после тренировки. А мы с Сашей Голдбиром не успокоились и решили обойти весь стадион в поисках лазейки. После заходов в различные кафе, магазины и подсобные помещения мы наконец нашли небольшие ворота, через которые прошли прямо на поле под недоумевающие взгляды македонских игроков, готовящихся приступить к своей тренировке. Задержаться возле поля нам удалось лишь на несколько минут, после чего крепкие ребята с бейджиками «Security» предложили нам проследовать обратным путем, сообщив, что мероприятие закрытое, что вызвало у нас неподдельное удивление :)) и желание объяснить им, что мы просто хотим посмотреть. Однако местные секьюрити были непреклонны и нам пришлось покинуть поле, попутно поинтересовавшись у них временем окончания тренировки — оставался с десяток минут.
Обогнув стадион мы вернулись к нашим ребятам, которые уже во всю общались с местными фанами — представителями группировки «Комити». Обменявшись стикерами и сделав пару фото на память, общение на этом закончили. Македонцы пошли на свою точку сбора перед тренировкой родной команды, а мы остались ждать выезда нашей. Выезжающий автобус встретили зарядом «Побеждать!» и скромным фаер-шоу :)) Как нам сказал находящийся в автобусе журналист Сергей, всем понравилось :)
meet1
meet2
Cлегка уставшие, но довольные, мы расположились в небольшом ресторанчике неподалеку от стадиона, где решили попробовать местную кухню. Все оказалось довольно вкусно и очень не дорого в сравнении с ценами в наших заведениях. Прогулок на полный желудок уже не хотелось, поэтому обратно в отель решено было ехать на такси — еще одно ценовое сравнение не в пользу нашей страны. Остаток вечера был проведен шумно и весело на террасе перед отелем, не без внимания осталась и игра вероятных соперников в вероятном третьем раунде квалификации. Победа венгров вызвала определенную радость, хотя все отчетливо понимали — впереди важный матч и нужно решать свою задачу. После полуночи кто-то пошел спать, часть парней пошла в город общаться с фанами из «Комити», любители ночной жизни пожаловали в местный клуб.
Второй день пребывания в Скопье вместил в себя поездку на «Крест тысячелетия», находящийся на высоте тысячи метров над уровнем моря и собственно сам футбольный матч. Утром после завтрака в местной пиццерии мы взяли такси и отправились на гору, где находится металлическая конструкция, получившая название «Крест тысячелетия» (ночью она ярко подсвечивается и видна далеко за пределами города). Половина пути прошла в автомобиле, а вторая часть по канатной дороге, на фуникулере. С высоты более тысячи метров открылся великолепный вид на Скопье и его окрестности, особенно выделялся тот самый стадион Филиппа II. Обратно мы спустились таким же образом и доехали до центра города, где решили пополнить запасы продуктов на обратный путь домой.
cross
millenium2
За 2 часа до матча мы собрались возле отеля, погрузились в автобус и в сопровождении местной полиции отправились на стадион. Прибыв на место, все облачились в клубную атрибутику, и выдвинулись ко входу на наш сектор. После довольно лояльной процедуры досмотра желто-синие суппортеры оказались в чаше стадиона, которая стремительно заполнялась местным населением, собрав в итоге аншлаг.
enterthestad
beforematc
trib
sektor

Развесив баннера в не самых удобных местах — в целях безопасности — мы приготовились к началу матча. Сам матч описывать не буду, отмечу лишь дикую поддержку македонцев и небольшой конфликт в перерыве. После первого тайма пара-тройка местных «обезъян» (другого слова не подобрать), скорее всего албанцев, попыталась перелезть через двойное ограждение сбоку сектора, чтобы сорвать один наш баннер. Не знаю, на что они рассчитывали, ибо их заметили еще на подходе к решетке и мы сразу же выдвинулись к ней, чтобы упредить кражу. Обезъянки слезли с решетки и принялись плеваться и кидать в нас монетами, дальнейшего развития конфликт не получил, так как стюарды и полиция оттеснили нас в центр сектора, а баннера мы перевесили подальше от края, чтобы по ходу второго тайма сконцентрироваться на поддержке команды, а не на охране имущества. Ближе к концу матча, когда шансы Вардара начали стремительно улетучиваться, полеты мелких предметов над нашим сектором участились, но никакого вреда это нам не насесло. После финального свиста мы порадовались выходу в следующий раунд вместе с командой и остались ждать, пока нас уведут обратно к автобусу, а ждать пришлось немало, ибо местное население не сразу покинуло стадион, многие высыпали на поле, принялись фотографироваться, дети бегали и пинали мячи. В общем, праздник у них состоялся вне зависимости от результата матча. Забавно, что один фанат, по-видимому из «Комити», подбежал к нашему сектору и принялся провоцировать нас неприличными жестами. Не увидив ответной реакции, паренек пошел обратно, но был перехвачен кем-то из своих и жестоко избит за хамское поведение прямо на глазах у стюардов, которые в это не вмешивались. Когда стадион опустел, полиция сопроводила нас до автобуса, который затем выдвинулся в сторону Сербии. Обсудив прошедший матч и поздравив друг друга, мы заснули. Кстати, на матче была семья Марко Симича, а его отец в перерыве подошел к нам на сектор, где был тепло встречен.
На границе с Сербией нас слегка притормозили, так как полиция захотела сопроводить автобус до Белграда. Поначалу мы этому значения не придали и, получив очередную отметку посреди паспорта, снова погрузились в сон.
Утром автобус прибыл в Белград. Полиция привезла нас к стадиону Цервены Звезды и оставила в покое. Как оказалось, не на долго. Пока мы выясняли, где лучше и безопаснее оставить автобус на отстой, подъехали другие, городские, полицейские и сказали, что сопроводят нас до отеля «Националь», где мы сможем запарковать автобус. Часть ребят осталась возле стадиона, другая же поехала в тот самый отель. На наше удивление, он находился на самом краю города. По прибытии на место, полицейские сказали, что до начала матча никого в город не выпустят для нашей же безопасности, рассказав, как пару лет назад фанаты «Партизана» убили французского болельщика. Большинство этот вариант «домашнего ареста» крайне не устроил и мы начали объяснять полицеским, что мы обычные туристы и хотим погулять по городу, а на сам футбольный матч никто и не собирается (что, конечно, не совсем правда). Однако сербские стражи порядка оказались настолько непробиваемые, что ни за что не хотели понимать, что сидеть мы здесь не собираемся, ровно как и ехать на матч на автобусе — он обязан был стоять до полуночи, чтобы мы успели без отстоя вернуться домой. За время споров часть ребят успешно покинули отель, буквально за спиной у полицейских, оставшиеся же сняли пару номеров и немного отдохнули. Водителей мы тоже устроили в номер, чтобы они как следует выспались. После обеда в местном ресторане, часть ребят вышла через черный вход, а часть вступила в полемику с полицейскими, которых уже собралось около пятнадцати человек. После подключения консула Беларуси в Сербии вопрос был решен в нашу пользу, хотя нас согласились выпустить, если мы только собираемся осматривать достопримечательности, а не посещать футбольный матч, на который соберутся «тысячи кровожадных сумасшедших фанатов «Цервены Звезды». Мы заверили, что наши интересы ограничиваются лишь музеями и красотами Белграда и, вызвав такси, направились в центр города. Погуляв и подкрепившись, мы направились в сторону стадиона, идя в общем потоке стекающихся к нему сербов. Возле стадиона царила вполне мирная обстановка. Некоторые наши ребята общались с представителями «Дeлиjе» — легендарной фанатской группой «Цервены Звезды».
rs_stad
rs_graffiti
delije
Никакой враждебности со стороны местных замечено не было. И это легко объяснимо. Сербский народ очень тепло относится к восточным славянам. Забрав бесплатные билеты у одного из наших журналистов (спасибо руководству «Нафтана», любезно согласившемуся их предоставить), мы попали на гостевой сектор. Из Новополоцка до Белграда добралось 5 парней и одна девушка, которые по мере возможности оказывали поддержку родной команде. Мы же расположились на верху сектора в роли зрителей. А посмотреть то было на что! Невероятнейшая атмосфера, создаваемая фанатами ЦЗ, останется в памяти навсегда. Порой от их пения просто закладывало в ушах, а ведь они пели на протяжении всего матча без перерыва! Не отставали и центральные трибуны, поддерживавшие перекличку и некоторые песни. В общем, и для наших фанатов и для простых болельщиков, что оказались в тот вечер на матче, осталось много пищи для размышлений. Ведь мы увидили воочию, к чему нужно стремиться. Порадовала и игра земляков, которые сражались за победу. Поведя в счете (играя при этом в десятером), «Нафтан» не реализовал два супермоментища, упустив в итоге победу и закончив свое выступление в Лиге Европы. Но сделал это очень достойно. Браво!
Фанаты ЦЗ, кстати, растянули баннер, гласящий примерно следующее : «Политика никогда не разъединит братские народы Сербии и Беларуси», после чего весь вираж «Делиje» затянул «Катюшу», мы же поддержали песню. После раздались оглушительные аплодисменты в наш адрес. Тем глупее выглядит поведение полицейских днем, которые нас пытались оградить от «бешеных фанатов». Еще стоит отметить довольно требовательное отношение местной публики к своей команде. Любая перепасовка в центре поля или пас назад вратарю сопровождались оглушительным свистом центральных трибун, что не позволяло местным игрокам уныло катать мяч, тем более при таком счете. Доставалось своим и после удачных действий игроков «Нафтана». А после финального свистка болельщики и вовсе обрушили на свою команду гнев, скандируя что-то навроде : «Вы играли плохо, нам нужна только победа». Новополцкие игроки наоборот были отблагодарены за хорошую игру. Сидящие рядом с нашим сектором болельщики поаплодировали и нам, получив, конечно же, порцию благодарности в ответ. В общем, думается, что с мотивацией у «Цервены Звезды» всегда все в порядке. Иначе им просто было бы невыносимо находиться на поле.
Спустя час, когда окончательно опустел стадион, полиция сопроводила нас до специально подогнанных машин такси, которые умчали нас на край города, в отель «Националь». Дежурившие там полицейские несказанно обрадовались, что непокорные «туристы» наконец вернулись и поспешили сопроводить нас до границы с Венгрией. Что еще сказать, все было «безопасно» :))
Обратная дорога прошла спокойно, практически без остановок. Всем хотелось быстрее попасть домой. Около 6 утра субботы, по прошествии шести суток, автобус прибыл в Борисов, где последние болельщики покинули борт и разъехались по домам. А один, самый «дальний» наш друг по имени Руслан, взял курс на Могилев.
Пока трудно уложить в голове все полученные впечатления, но это было действительно здорово. Впереди нас ждет «Дебрецен» !

p.s. Cпасибо Вовику и Марго за ряд фотоматериалов :)